Что такое Урок-экскурсия?

Урок-экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы.

Экскурсия — это психологически грамотное средство формирования понятий и умственных действий на пике эмоционального подъёма учащихся. Это состояние создаёт благодатную атмосферу для более эффективного восприятия и запоминания информации.

Основная дидактическая цель экскурсий — формирование новых знаний главным образом путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсии дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты под непосредственным руководством учителя.

К сожалению, в большинстве современных школах образование идет однотипное, и у детей уже в начальных классах пропадает интерес к учебе. А если в обучение младших школьников включать уроки-экскурсии по предметам, то мы сможем поддерживать у ребенка «здоровую любознательность» и «жажду учения», так как на этих уроках создаются необходимые условия для осуществления практического учения в условиях реальной действительности. Любознательность — основа учебной деятельности, а через уроки-экскурсии идет её прямая поддержка . Также во время уроков-экскурсий ученики наблюдают, добывают информацию, делают это с истинным интересом и желанием, а значит, у них формируется умение видеть и учиться. Кроме того, существуют проблема, которая состоит в том, что экскурсия — это интересная форма проведения занятий, недостаточно востребованная учителями начальных классов, вследствие, чего у детей не формируется представление о связи науки и жизни.

Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеет ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования — экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Большие возможности представляют экскурсии для формирования эстетических отношений, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие прогрессивные методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном обучении.

В то же время на практике мы видим, что количество экскурсий весьма незначительно — обычно не более трех-пяти в год. Для начинающих учителей, проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержание дисциплины). Дети часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках. В остальных случаях, педагоги недостаточно мотивированны для проведения уроков — экскурсий как в учебные, так и в выходные дни.

Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношения человека и природы.

Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знание учащихся. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью внешкольной, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностной сферы ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Дети, привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие и акте запоминания». Вместе с К.Д. Ушинским мы поддерживаем и предлагаем «Принцип многосенсорности«, который позволяет изучить и запомнить объект со всех возможных сторон и во всех нюансах.

Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности школьников с их предметно-действенным, наглядно-образным, словесно — логическим и эмоционально-чувственными мышлением. Для некоторых детей характерны неустойчивое внимание, ограниченный лексический запас и недостаточный жизненный опыт. На уроках-экскурсиях имеется больше возможностей для того, чтобы вовремя заметить эти недостатки ребят и более эффективно их преодолеть.Эти наблюдения могут быть очень ценны для учителя.

Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.

Я. Корчак говорил:

Ребенок — это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта.

Экскурсия обогащает личный опыт самого ученика, который, как считает И.С. Якиманская, включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.

П.Я. Гальперин утверждал, что при формировании умственных действий большое значение имеет этап материальных действий, который должен пройти учащийся. Но в современной российской школе этот этап учителя чаще всего пропускают. Согласно теории Ж. Пиаже, дети вырабатывают, «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира и процессы взаимодействия с ним. На уроках-экскурсиях в начале изучения каждой темы дети имеют возможность осуществлять материальные действия, которые ложатся в основу понимания и осмысления нового материала.

При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода. Повышается уровень понимания программного материала, поскольку в новой обстановке используется интеллект учащихся.

Образовательные экскурсии, прежде всего, помогают формировать такие ключевые компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности. Формирование таких компетенций не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Одним из основных аргументов в пользу модернизации отечественного образования стало то, что на международных испытаниях последнихлет у российских школьников значительно снизилось число призовых мест. Причина сложившейся ситуации кроется в изменении характера предлагаемых задач, откровенно ориентированных на практическое приложение. К их решению оказались не готовы ни ученики, ни учителя.

Компетентностный подход, описанный в Концепции модернизации Российского образования, нацеливает учителей на осуществление в школах практикоориентированного обучения. Данный подход способствует появлению у школьников умения добывать информацию из окружающей жизни, формированию готовности применять программный материал на практике.

По словам Р. Роллана, «лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай». Сущность человеческого сознания извлекать информацию из окружающей среды может быть использована в образовательном процессе, организованном в форме экскурсии.

Поучительны и слова М. Пруста:

Настоящее путешествие в открытие состоит не только в том, чтобы стремиться находить все новые пейзажи, а в том, чтобы уметь, по-новому увидеть то, что окружает нас.