«Геликоне» – премьера оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Премьера в «Геликоне». Сатирическую оперу Римского-Корсакова «Золотой петушок» Дмитрий Бертман поставил два года назад в Дюссельдорфе. Теперь перенёс постановку на сцену родного театра. Результат увидела Лидия Алёшина.

Для Дмитрия Бертмана это второе обращение к «Золотому петушку» Римского-Корсакова. Первая его постановка в Геликоне была в 1999 году. Нынешнюю версию сделал для двух театров — Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и «Геликона», который теперь принимает эстафету.

«Декорации и костюмы — то, что сделано в Германии — немножко здесь адаптированы для сцены. Потому что наша сцена намного модерновее той сцены, которая была сделана в Германии», — рассказывает генеральный директор и художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.

На премьеру приехал Кристоф Майер, директор Немецкой оперы на Рейне, где «Золотой петушок» вместо запланированного одного шел два сезона подряд. Для театра в Дюссельдорфе это был новый опыт — никогда прежде там не ставили эту оперу Римского-Корсакова.

«У нас в репертуаре 42 спектакля и «Золотой петушок» в постановке Бертмана пользовался большим успехом. Я приехал в Россию, чтобы сравнить — как это было у нас и как получилось здесь. Для солистов «Геликона» язык, на котором написано либретто, родной и солисты особенно чувствуют эту музыку», — говорит генеральный директор Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе и Дуйсбурге Кристоф Майер.

Алексея Тихомирова исполнить партию Додона приглашали в разные театры — в Брюсселе, Мадриде, и вот теперь новый опыт в спектакле Бертмана.

«Наша постановка – разноплановая, сложнее чем за рубежом, на 4 порядка выше актерская задача. Нужно успеть и спеть, и сплясать, и станцевать для зрителей», — делится солист театра «Геликон-опера» Алексей Тихомиров.

Воевода Полкан — эту партию Дмитрий Скориков исполнял в Большом театре. Кстати, в этом же кителе. В постановке Бертмана добавил герою красок. Чтобы воплотить роль персонажа подшофе обратился к примерам из жизни.

«Срабатывает наблюдательность. Интересно посмотреть для себя внешние акценты, общее поведение подвыпивших», — объясняет солист театра «Геликон-опера» Дмитрий Скориков.

«Золотой петушок» в постановке Бермана и поет, и кукарекает по-настоящему. В Дюссельдорфе разместить на сцене клетку с живой птицей не разрешили. В Москве замысел воплощен — на одну из главных ролей пригласили обитателя зоопарка.

«Всегда есть момент импровизации. На прогоне он закукарекал. Слушал-слушал и закукарекал», — делится солистка театра «Геликон-опера» Лидия Светозарова.

«Золотой петушок» — последняя опера Римского — Корсакова, небылица, где время действия — мифическое, место действия — Тридевятое царство. Она всегда современна и актуальна.

«Она вечно социальная, она не рассказывает про какое-то особое время, но она рассказывает про нашу ментальность. Высмеивает какие-то вещи, с которыми мы постоянно соприкасаемся. Посмотреть эту оперу зрителям, мне кажется, очень важно. Чтоб посмотреть на себя с иронией и попробовать что-то исправить», — резюмирует Дмитрий Бертман.

Многие спектакли «Геликона» — долгожители, в репертуаре по 20 лет. Дмитрий Бертман не исключает, что в их числе будет и его «Золотой петушок».